Когда Спаситель с учениками удалился в пустынное место близ Вифсаиды, за Ним последовало множество народа из окрестных городов и селений. Оставив будничные дела, забыв о пище и питье, эти люди наслаждались речами Господа Иисуса, впитывали, как мед и млеко, Божественное учение. Уже наступал вечер, сгущались сумерки, а никто и не думал уходить. Тогда апостолы предложили Спасителю отпустить слушавших Его людей, чтобы они не остались голодными, купили бы себе где-нибудь еды. Но Господь поступил иначе: тем, кто так самозабвенно алкал хлеба духовного, Он даровал и хлеб земной.
В том пустынном месте собралось более пяти тысяч человек, а у апостолов было всего пять хлебов и две рыбы. Однако по воле Господней эта скудость претворилась в изобилие, этой малости хватило на всех. На глазах у изумленного народа длилось и длилось чудо преломления хлебов и рыб, так что ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных (Мф. 14, 20).
Насыщение пяти тысяч было не чудом ради чуда, но знамением полноты Господней щедрости к ищущим Его. Не сытости просил народ, стремящийся вслед за Спасителем, а благовествования, и Он, утолив великую духовную жажду людей, не забыл и о малых, земных их нуждах. Так взыскующим Царства Небесного прилагаются и земные блага.
Искушая Спасителя в пустыне, диавол предложил Ему превратить камни в хлеб. Смыслом этого коварного искушения было: «Накорми народ, и люди пойдут за Тобою». Не так ли и большевики в 17-м году обещали народам изобилие? Однако сам хлеб, которым так богата была дореволюционная Россия, при них превратился в окровавленные камни лагерных строек. Страшный урок этот не понят доселе многими политиками, утверждающими, что главное – накормить народ, все остальное приложится. Но не будет ни хлеба, ни мира у забывших Господа.
Отвергая лукавый соблазн, Спаситель прорек: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Человек сотворен по образу и подобию Божию не для того, чтобы опустошать свою бессмертную душу в погоне за животным насыщением, но ради Вечной жизни в духе и истине.
Близ Вифсаиды Господь напитал народ хлебом и рыбой – простой пищей простых людей. Но нет сомненья, что эта нехитрая еда была в устах вкушавших слаще любых изысканных лакомств. Ибо это была не просто пища, но дар Божий. Перед чудом умножения хлебов и рыб Господь благословил их, и земная трапеза претворилась в трапезу духовную, вкушение пищи стало священнодействием, молитвой благодарения. Так и земные дары могут служить просветлению наших душ.
Мы с вами часто забываем, что наша еда – это тоже дар свыше от милосердного Господа. Потому-то невкусным кажется нам хлеб, горькой – вода, и поднимаемся мы из-за стола, не ощущая ничего, кроме раздражения и тяжести в желудке. И нам ли, неблагодарным, сетовать на скудность трапезы, когда и такой не заслуживаем? Чтобы не приключилось нам чего худшего, вспомним совет святителя Василия Великого: «Отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть».
Милосердие Господне бесконечно. Чтобы напитать сынов и дочерей человеческих, Сын Божий преломлял обычный хлеб, умножающийся в Его руках, – то было простое и легкое чудо. Но вот пришло время, и Спаситель ради нас преломил на Кресте Пречистое Тело Свое, Самого Себя принес в жертву, дабы даровать нам Хлеб Вечной жизни.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Среди искушений нынешнего времени мы порой прислушиваемся не к животворящему слову Божию, а к мертвящим толкам о росте цен и недостатке продуктов. Прискорбное малодушие, пагубное маловерие! Нам доступна Чаша Причастия, из которой Господь питает христиан Своею Кровью и Своею Плотию. Так неужели Спаситель умедлит насытить нас простой земной пищей, если увидит наше рвение к дарам духовным?
В житии Преподобного Сергия Радонежского содержится рассказ об оскудении, постигшем однажды его обитель. Сам Преподобный безропотно питался лишь гнилыми хлебами, но один из монахов возроптал тогда на Сергия и дерзостно говорил: «Плесневелые хлебы! Как же нам не пойти в мир просить хлеба! Слушая тебя, погибаем ныне от голода». Видя ослабевших и огорченных братий, Преподобный Сергий учил их от Священных Писаний: «Благодать Божия не без искушений бывает; по скорби же радости ожидаем. Сказано: вечером водворится плач, а заутро радость. И вы теперь имеете скудость в хлебе и недостаток в пище, а завтра насладитесь умножением яств».
Он еще говорил им, но уже кто-то стучался в ворота обители. Вратарь, приникнув к скважине, увидел, что принесено множество брашен неизвестно откуда. Преподобный же повелел ударить в било и пошел с братией в церковь отпеть молебен. Выйдя из церкви, все сели за трапезу, и перед ними были положены хлебы, новопринесенные и новоиспеченные, неизвестно кем и неизвестно откуда посланные, ибо были хлебы горячими, и не было поблизости жилья, а лишь глухие леса… Были те хлебы пышны и мягки, сладость же вкуса их была странна и неслыханна: словно сдобрены были сладостью меда, маслом семянным и пряностями.
С тех пор монахи привыкли не огорчаться ни в скорби, ни в нужде, но все терпели с усердием и верою, надеясь на Господа Бога и имея залогом Преподобного отца нашего Сергия».
Православный народ российский имеет залогом милости Божией не одного Преподобного Сергия Радонежского, но весь неисчислимый сонм подвижников и мучеников, просиявших в земле нашей и ныне предстоящих с молитвою за нас перед Престолом Всевышнего. Чего и кого убоимся мы, имея таких заступников и ходатаев?
«Ищи того, что Божие, и человеческое последует весьма легко», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
Отложим же мелочные малодушные заботы о временном ради благого попечения о вечном, и Господь Сам пошлет нам все необходимое и для земного бытия, и для приуготовления к Жизни Вечной. Аминь.
Когда Спаситель с учениками удалился в пустынное место близ Вифсаиды, за Ним последовало множество народа из окрестных городов и селений. Оставив будничные дела, забыв о пище и питье, эти люди наслаждались речами Господа Иисуса, впитывали, как мед и млеко, Божественное учение. Уже наступал вечер, сгущались сумерки, а никто и не думал уходить. Тогда апостолы предложили Спасителю отпустить слушавших Его людей, чтобы они не остались голодными, купили бы себе где-нибудь еды. Но Господь поступил иначе: тем, кто так самозабвенно алкал хлеба духовного, Он даровал и хлеб земной.
В том пустынном месте собралось более пяти тысяч человек, а у апостолов было всего пять хлебов и две рыбы. Однако по воле Господней эта скудость претворилась в изобилие, этой малости хватило на всех. На глазах у изумленного народа длилось и длилось чудо преломления хлебов и рыб, так что ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных (Мф. 14, 20).
Насыщение пяти тысяч было не чудом ради чуда, но знамением полноты Господней щедрости к ищущим Его. Не сытости просил народ, стремящийся вслед за Спасителем, а благовествования, и Он, утолив великую духовную жажду людей, не забыл и о малых, земных их нуждах. Так взыскующим Царства Небесного прилагаются и земные блага.
Искушая Спасителя в пустыне, диавол предложил Ему превратить камни в хлеб. Смыслом этого коварного искушения было: «Накорми народ, и люди пойдут за Тобою». Не так ли и большевики в 17-м году обещали народам изобилие? Однако сам хлеб, которым так богата была дореволюционная Россия, при них превратился в окровавленные камни лагерных строек. Страшный урок этот не понят доселе многими политиками, утверждающими, что главное – накормить народ, все остальное приложится. Но не будет ни хлеба, ни мира у забывших Господа.
Отвергая лукавый соблазн, Спаситель прорек: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Человек сотворен по образу и подобию Божию не для того, чтобы опустошать свою бессмертную душу в погоне за животным насыщением, но ради Вечной жизни в духе и истине.
Близ Вифсаиды Господь напитал народ хлебом и рыбой – простой пищей простых людей. Но нет сомненья, что эта нехитрая еда была в устах вкушавших слаще любых изысканных лакомств. Ибо это была не просто пища, но дар Божий. Перед чудом умножения хлебов и рыб Господь благословил их, и земная трапеза претворилась в трапезу духовную, вкушение пищи стало священнодействием, молитвой благодарения. Так и земные дары могут служить просветлению наших душ.
Мы с вами часто забываем, что наша еда – это тоже дар свыше от милосердного Господа. Потому-то невкусным кажется нам хлеб, горькой – вода, и поднимаемся мы из-за стола, не ощущая ничего, кроме раздражения и тяжести в желудке. И нам ли, неблагодарным, сетовать на скудность трапезы, когда и такой не заслуживаем? Чтобы не приключилось нам чего худшего, вспомним совет святителя Василия Великого: «Отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть».
Милосердие Господне бесконечно. Чтобы напитать сынов и дочерей человеческих, Сын Божий преломлял обычный хлеб, умножающийся в Его руках, – то было простое и легкое чудо. Но вот пришло время, и Спаситель ради нас преломил на Кресте Пречистое Тело Свое, Самого Себя принес в жертву, дабы даровать нам Хлеб Вечной жизни.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Среди искушений нынешнего времени мы порой прислушиваемся не к животворящему слову Божию, а к мертвящим толкам о росте цен и недостатке продуктов. Прискорбное малодушие, пагубное маловерие! Нам доступна Чаша Причастия, из которой Господь питает христиан Своею Кровью и Своею Плотию. Так неужели Спаситель умедлит насытить нас простой земной пищей, если увидит наше рвение к дарам духовным?
В житии Преподобного Сергия Радонежского содержится рассказ об оскудении, постигшем однажды его обитель. Сам Преподобный безропотно питался лишь гнилыми хлебами, но один из монахов возроптал тогда на Сергия и дерзостно говорил: «Плесневелые хлебы! Как же нам не пойти в мир просить хлеба! Слушая тебя, погибаем ныне от голода». Видя ослабевших и огорченных братий, Преподобный Сергий учил их от Священных Писаний: «Благодать Божия не без искушений бывает; по скорби же радости ожидаем. Сказано: вечером водворится плач, а заутро радость. И вы теперь имеете скудость в хлебе и недостаток в пище, а завтра насладитесь умножением яств».
Он еще говорил им, но уже кто-то стучался в ворота обители. Вратарь, приникнув к скважине, увидел, что принесено множество брашен неизвестно откуда. Преподобный же повелел ударить в било и пошел с братией в церковь отпеть молебен. Выйдя из церкви, все сели за трапезу, и перед ними были положены хлебы, новопринесенные и новоиспеченные, неизвестно кем и неизвестно откуда посланные, ибо были хлебы горячими, и не было поблизости жилья, а лишь глухие леса… Были те хлебы пышны и мягки, сладость же вкуса их была странна и неслыханна: словно сдобрены были сладостью меда, маслом семянным и пряностями.
С тех пор монахи привыкли не огорчаться ни в скорби, ни в нужде, но все терпели с усердием и верою, надеясь на Господа Бога и имея залогом Преподобного отца нашего Сергия».
Православный народ российский имеет залогом милости Божией не одного Преподобного Сергия Радонежского, но весь неисчислимый сонм подвижников и мучеников, просиявших в земле нашей и ныне предстоящих с молитвою за нас перед Престолом Всевышнего. Чего и кого убоимся мы, имея таких заступников и ходатаев?
«Ищи того, что Божие, и человеческое последует весьма легко», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
Отложим же мелочные малодушные заботы о временном ради благого попечения о вечном, и Господь Сам пошлет нам все необходимое и для земного бытия, и для приуготовления к Жизни Вечной. Аминь.