Успение (усыпание) Божьей Матери — это Ее переход из земной жизни в мир небесный. Не смерть, а сон. Неслучайно на иконе праздника Успения над почившей во гробе Богородицей — почившей, но не умершей, изображен Христос. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимает на Свои руки маленькую, хрупкую и чистую душу Марии, родившуюся в новую жизнь.
Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. «Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? — Спрашивает святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отвечает, — то, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать — этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти». Успение Пресвятой Богородицы — один из почитаемых праздников в России, Успению Богоматери посвящены многие храмы, в том числе и некогда главный приходской храм Руси — Успенский собор Московского Кремля.
Что мы знаем о земной жизни Богородицы.
Каждый из нас, хотя бы раз в жизни, испытывал желание, чтобы его поняли, приняли и любили таким, какой он есть. Каждый хоть раз в жизни испытывал жажду всепрощающей и всеобъемлющей материнской любви. Мы все нуждаемся в такой всепонимающей любви, когда нас любят не за то, что мы хорошие, а просто за то, что мы существуем. Мы нуждаемся в том, чтобы нашлось сердце, которое было бы способно сострадать нам, понять и принять нас, какими бы мы ни были. Поэтому почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, материнской ласке и материнской заботе. И, наверное, нет на свете человека, который бы не чувствовал присутствия Божьей Матери в нашем мире и не ощущал существования Ее заступничества за нас. «Теплой Заступницей мира холодного» называют Деву Марию. А в одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо.
Но что мы знаем о земной жизни Матери Христа? В Евангелии о Богородице рассказывается не так уж и много. В Евангелии от Иоанна вообще говорится «о матери Иисуса». Святые евангелисты Матфей, Марк и Лука называют Ее Марией, что на древнееврейском означает «возвышенная», «превознесенная». Те немногие факты, что нам известны, бережно сохранены для нас Священным преданием. Согласно ему, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким и Анна (кстати, Иоаким происходил из рода царя Давида) были женаты уже двадцать лет, но детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично отверг ее. Дело в том, что бесплодие в те времена считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого публично не приняли жертву, удалился из храма и не осмелился возвратиться домой. Иоаким решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что она посвятит его Богу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией». Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Православной Церковью как один из великих праздников (21 сентября).
Успение (усыпание) Божьей Матери — это Ее переход из земной жизни в мир небесный. Не смерть, а сон. Неслучайно на иконе праздника Успения над почившей во гробе Богородицей — почившей, но не умершей, изображен Христос. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимает на Свои руки маленькую, хрупкую и чистую душу Марии, родившуюся в новую жизнь.
Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. «Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? — Спрашивает святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отвечает, — то, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать — этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти». Успение Пресвятой Богородицы — один из почитаемых праздников в России, Успению Богоматери посвящены многие храмы, в том числе и некогда главный приходской храм Руси — Успенский собор Московского Кремля.
Что мы знаем о земной жизни Богородицы.
Каждый из нас, хотя бы раз в жизни, испытывал желание, чтобы его поняли, приняли и любили таким, какой он есть. Каждый хоть раз в жизни испытывал жажду всепрощающей и всеобъемлющей материнской любви. Мы все нуждаемся в такой всепонимающей любви, когда нас любят не за то, что мы хорошие, а просто за то, что мы существуем. Мы нуждаемся в том, чтобы нашлось сердце, которое было бы способно сострадать нам, понять и принять нас, какими бы мы ни были. Поэтому почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, материнской ласке и материнской заботе. И, наверное, нет на свете человека, который бы не чувствовал присутствия Божьей Матери в нашем мире и не ощущал существования Ее заступничества за нас. «Теплой Заступницей мира холодного» называют Деву Марию. А в одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо.
Но что мы знаем о земной жизни Матери Христа? В Евангелии о Богородице рассказывается не так уж и много. В Евангелии от Иоанна вообще говорится «о матери Иисуса». Святые евангелисты Матфей, Марк и Лука называют Ее Марией, что на древнееврейском означает «возвышенная», «превознесенная». Те немногие факты, что нам известны, бережно сохранены для нас Священным преданием. Согласно ему, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким и Анна (кстати, Иоаким происходил из рода царя Давида) были женаты уже двадцать лет, но детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично отверг ее. Дело в том, что бесплодие в те времена считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого публично не приняли жертву, удалился из храма и не осмелился возвратиться домой. Иоаким решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что она посвятит его Богу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией». Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Православной Церковью как один из великих праздников (21 сентября).