Для 1-6 классов общеобразовательной школы
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
О СОВЕСТИ.
ЦЕЛИ УРОКА-БЕСЕДЫ:
— Раскрыть понятие совести как голоса Божия в душе человека, чтобы через духовные ценности пришло понимание того, как устроен целостный человек с точки зрения христианской антропологии.
ЗАДАЧИ УРОКА-БЕСЕДЫ:
Образовательные:
— первое знакомство учащихся младших классов с учением христианской
антропологии о духе, душе и теле как учении о целостности человека;
— научиться узнавать и выделять качества и составляющие души и духа;
— путем совместного исследования слова «совесть» вывести его понятие и
значение.
Нравственные задачи:
— сложить для каждого из учащихся понимание того, какое место в иерархии
личных ценностей занимают качества духа: совесть, любовь, вера и другие.
Продолжительность и методическое содержание урока-беседы:
— Общая продолжительность — 45 минут (для 1-го класса – 25 минут).
— Спрашиваем у ребят: Когда беспокоила совесть?, Что же такое совесть? — 3 мин;
— Разбираем короткое изложение учениками того, что такое совесть, предложенное им к написанию накануне (кроме 1-го и 2-го классов) – 4 минуты;
— Чтение рассказа о совести и его разбор – 12 минут;
— А когда и как в вашей жизни происходит разговор с совестью? Рассуждаем с детьми, какая бывает совесть и что это такое — 6 минут;
— На доске пишем три понятия: тело, душа, дух. Раскрывая тему, заполняем импровизированную таблицу, где раскрываем назначение каждого из этих понятий, составляющих полноту человека — 13 минут;
— Проводим голосование на тему: что для Вас кажется наиболее важным и требующим особой заботы: тело, душа или дух — 2 минуты;
— Задаем вопрос: Что же отличает человека от других живых существ, просим обосновать, рассуждаем и делаем выводы – 5 минуты.
План и содержание урока-беседы:
1. Что такое совесть?
2. Чтение рассказа о совести и его разбор.
3. Совесть – голос Божий в человеке. Какая бывает совесть.
4. Сказка о волшебных очках.
1. Что такое совесть.
Дорогие ребята, попробуйте ответить на вопрос: Когда Вас беспокоила совесть? Итак, на прошлой неделе, вчера. Хорошо. И как это было? Не поделились сладким с сестренкой, расстроил маму своим поведением, сломал часы и не кому не сказал, взял без проса дорогую для родителей вещь и испортил ее, а признаваться страшно.
Тогда следующий вопрос Что же такое совесть?. Накануне мы попросили классного руководителя, чтобы вы написали 3-4 предложения в виде ответа на этот вопрос (кроме 1 класса). (Как правило, дети младших классов отвечают так: совесть – это когда я что-то сделал, а потом мне было стыдно или я понял, что сделал неправильно, совесть – это внутри нас, это часть нашей души).
Разбираем короткое изложение учениками того, что такое совесть, предложенное им к написанию накануне (кроме 1-го класса);
2. Чтение рассказа о совести и его разбор.
Ну а теперь, чтобы лучше понять, как действует совесть, послушаем короткий рассказ из хрестоматии замечательного русского педагога-ученого К.Д. Ушинского, который называется «Раскаяние».
«Отец своими руками насадил целый ряд плодовых деревьев лучшей породы. Он очень обрадовался, когда через три года показались на них первые плоды, хотя, как обыкновенно на молодых деревьях, этих плодов было немного. Но отцу очень хотелось попробовать, каковы они будут на вкус.
Плоды еще не созрели, когда в сад забрался сын соседа – мальчик шаловливый и злой. Он подговорил хозяйского сына, который был моложе его, и они вдвоем так усердно похлопотали около маленьких деревьев, что на них остались одни листья. Пришел хозяин сада и, взглянув на опустевшие деревья, очень огорчился. «Бессовестные дети, — сказал он, — вы лишили меня удовольствия, которого я так долго ожидал!» Эти слова, сказанные без гнева, глубоко запали в сердце хозяйского сына. Он побежал к своему злому соседу и сказал ему:
— Ах, если бы ты знал, как огорчился батюшка, когда увидал, что мы наделали! Теперь у меня не будет ни минуты покоя. Батюшка не будет любить меня, как прежде, но, наверное, накажет презрением, которое я вполне заслужил.
— Глуп, брат, ты, как я вижу! – отвечал ему сын соседа. – Почему же узнает твой отец, кто это сделал? Ты только смотри сам не проговорись.
Но когда Володя (так звали хозяйского сына) воротился домой и увидел, что отец встречает его по-прежнему дружески, то в сердце у него что-то кольнуло, и он почувствовал, что сам не может подбежать к отцу с прежней радостью.
«Как же мне, — подумал он, — смотреть весело на того, кого я так огорчил. О, нет! Я не могу по-прежнему веселиться. Что-то давит мне сердце».
Через несколько времени отец пошел с детьми в сад и дал каждому из них по нескольку прекрасных плодов, в том числе и Володе. Дети прыгали весело и ели, но Володя закрыл лицо руками и горько заплакал.
— Что с тобой дитя мое, о чем ты плачешь? – спросил его заботливо отец. Володя не мог выдержать более душевной муки и, рыдая, сказал отцу: «Ах! Я не стою того, чтобы ты называл меня своим сыном, и не могу переносить долее, что ты считаешь меня добрым мальчиком, когда я сделал такое злое дело. Батюшка, милый батюшка! Не ласкай меня более; не дари мне ничего, накажи меня, чтобы я мог к тебе опять приходить спокойно, избавь меня от мучений, которые я чувствую. Накажи меня за мой безсовестный поступок, потому что я… я обобрал молодые деревья!» Услышав это, отец взял сына за руку, ласково привлек к себе, обнял и сказал: «Я прощаю тебя, дитя мое, и дай Бог, чтобы тебе не пришлось в другой раз что-нибудь скрывать от меня: тогда мне не будет жаль моих яблоков».
Давайте разберем наш рассказ:
Перед нами два мальчика: соседский сын и Володя, сын хозяина. Скажите, они отличаются друг от друга? Конечно, да — это отличие обозначает сам автор: соседскому сыну, «шаловливому и злому», более старшему, а значит более опытному, он даже не дает имени. Это он подговорил более молодого Володю сделать нехорошее дело. И если Володя не знает, что будет потом, то сосед, скорее всего, занимается подобными вещами не в первый раз. Когда свои муки совести Володя открывает ему, то злой мальчик говорит: «Ты глуп, брат… Как же отец твой узнает. Смотри, сам не проговорись».
У Володи есть совесть? Конечно, да. Даже стыд, угроза наказания и обличения не смогли остановить его раскаяние. Обратите внимание, когда он делает плохие дела, его называют хозяйским сыном. Автор дает имя Володе только в середине рассказа, после того, как его начинает мучить совесть. Грех и зло не имеют лица, не имеют имени, они приходят к нам извне, с принимаемыми нами злыми помыслами поселяются в нас. Вот почему такие помыслы надо гнать.
А как действовала совесть в нашем герое Володе?: «добрые слова отца глубоко запали» в поврежденное грехом сердце, потом «в сердце Володи что-то кольнуло», «что-то давило ему сердце», «не было прежней радости», «Володя не мог выдержать более душевной муки».
Как вы думаете, а что помогло раскаянию Володи? Страх, муки совести, невозможность больше терпеть? Вспомним, это произошло после того, как отец дал Володе, как и всем, новых плодов. Произошло чудо. По милости Божией, грех воровства и нераскаяния, зло было побеждено добром. Отец не стал расследовать преступление, подозревать и наказывать всех, он обличил зло по-христиански, когда зло побеждается добром. И совесть Володи и его душа остались неповрежденными и здоровыми.
Так можно ли победить зло злом? Конечно же, нет. Зло побеждается только добром, гордость побеждается смирением, ненависть побеждается любовью. Таков закон жизни. Отец простил сына, подав нам пример того, как важно прощать, чтобы зло лечить добром. Но для того, чтобы за этот грех простил и наш Создатель Бог, начиная с 7-ми лет, дети и взрослые приходят в храм на исповедь и причастие, чтобы принять баню для своей души, очистить свою душу и сердце, которое чем чище, тем лучше слышит голос своей совести.
Ребята, а есть ли совесть у злого мальчика? Некоторые утверждают, что нет.
А бывают ли люди, у которых совсем нет совести? Она есть у каждого человека, даже самого плохого человека на свете, но только она может спать, быть больной, поврежденной. Но совесть Господь дает каждому независимо от того, верует он, или нет.
Скажите, мы мало знаем из рассказа о Соседском мальчике. Попробуем порассуждать, как получилось, что он стал таким? Может быть, его плохо воспитывали родители, может быть, у него не было мамы. Злой мальчик совершил, наверное, так много плохих поступков, за которые он не удосужился раскаяться, что его душа сильно повредилась, и он перестал различать плохое от хорошего.
И еще очень важное замечание. Володя мог легко впасть в грех самооправдания: смело свалить на злого соседа причину своего поведения, ведь его подговорили на недоброе. Многие из нас, чтобы выкрутиться, поступают, к сожалению, именно так. Но Володя не стал этого делать.
3. Со-Весть – голос Божий в человеке. Какая бывает совесть.
Что же такое совесть? Чувство вины перед кем-то. Происходит оно от слов «ведать» или «знать». Кто же это все знает, кто все ведает? Только Бог, дорогие мои. Нравственное богословие называет совесть голосом Божьим в человеке, частичкой Бога в каждом из нас. Независимо от того, верующий человек или нет, совесть-то есть у каждого.
Как она действует? Выражения «совесть заговорила», «совесть мучит», «совесть отвергает» относится к разумной части нашей души.
Выражения «совесть удерживает», «совесть заставляет» говорят о воздействии на волевое начало души.
Наконец, безпокойство, недовольство, радость говорят о сопричастности к сердцу или чувствам.
Но самое главное – совесть говорит человеку непосредственно. Это наш внутренний голос, который звучит постоянно. Иногда мы сравниваем совесть с чувством стыда. Стыдно нам перед людьми, а совестно пред Богом.
Как действует совесть? Различают совесть свидетельствующую (законодательную) и судящую (наказующую).
Свидетельствующая совесть подсказывает нам, что мы делаем правильно, а что нет, что надо делать точно, а что сомнительно.
Судящая совесть утешает или мучит нас, успокаивает или безпокоит.
Совесть может изменяться в человеке.
Развитие совести зависит от состояния души человека и его сердца. Любовь к истине, хорошие поступки, честность и правдивость, послушание и терпение, любовь к родителям и окружающим, открытость делает нашу душу доброй, а сердце чистым от грязи. Такой человек совестлив и хорошо слышит голос совести в себе.
Когда же человек часто обманывает, не очень добр, завидует, часто обманывает, жадничает, не слушает своих родителей, учителей и старших, то совесть такого человека помрачается, становиться оскверненной, сожженной, порочной, оглушенной и больной. Человек с такой совестью уже плохо слышит свой внутренний голос. Нечестивые имеют совесть порочную.
Так совесть есть или ангел-утешитель или судия-мучитель. Совесть называют естественным Нравственным законом внутри каждого человека. Договориться с совестью нельзя: разве можно договориться с Богом? Преподобный Авва Дорофей говорит: «В нашей воле или усыпить совесть или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей».
Как же правильно читать книгу своей совести. Хорошо учит нас этому святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты ляжешь вечером в постель, когда ты останешься одиноким и никто не мешает тебе, то прежде чем уснешь, раскрой книгу твоей совести, читай в ней и испытывай, не провинился ли ты в чем либо: в мысли ли, в слове ли, в деле ли».
4. Сказка о волшебных очках.
Давно, очень давно жил на свете некоторый человек, он желал иметь очки с такими стеклами, чтоб через них видеть сердца людей, узнать их мысли, желания, а также, кто из них добр, кто зол, и получил их.
Скажите, ребята, а вы хотели бы иметь такие очки? Большинство дружно отвечает «Да!»
Только, раз надевши их, он уже не мог их снять. Что же случилось?.. Сердца людей со всеми помышлениями открылись перед ним, но видел он больше дурного, чем хорошего. Он проникал своими стеклами в сердца самых испытанных, самых любимых друзей своих — и везде находил недостатки. Это навел его на большую грусть, он стал общаться с ними холодно, недоверчиво, те сначала удивлялись, огорчались, не зная, к чему приписать такую перемену, наконец, оставили его одного. Одиночество тяготило несчастного; но он не хотел глядеть другими глазами на людей, которые все ему казались хуже его самого, и в своей грусти стал просить у Бога смерти. Вместо смерти явился к нему ангел кротким, приветливым лицом и голубыми глазами. «Я- любовь, — сказал небесный вестник, — я пришел помочь тебе и рассеять твое заблуждение. Ты ищешь в других совершенства. Но может ли найти его тот, кто сам исполнен недостатков? Рассмотри сначала твое собственное сердце и потом осуждай ближних, если посмеешь!» — При этих словах ангел коснулся чудесных очков, и перед тем человеком, открылось его собственное сердце, которое было гораздо хуже сердец его ближних… «Боже, какой я грешник! Прости меня! — воскликнул он, и очки упали к его ногам. «Люби ближнего, как самого себя, — сказал Ангел, — такова заповедь Господня. Старайся прощать другим их недостатки, — и ты будешь счастлив на земле и прощен на том свете».
Человек исполнил повеление Ангела, и весь мир, все люди стали казаться ему лучше и добрее, потому что он помнил то, что разсмотрел в своем сердце, и теперь, глядя на других, старался отыскивать в них только хорошие стороны и через это сам делался лучше и счастливее.
Скажите пожалуйста, какие же очки полезней для человека: те которые выдают недостатки других или те, которые показывают твои собственные недостатки? Слушаем ответы, разсуждаем. Почему же большинство из вас пожелало чудесные очки не для того, чтобы заглядывать в сердца других, а для своего сердца?
А можно ли без очков увидеть, что на сердце у другого человека? — Молодцы, конечно можно.
Отвечаем, что же выдает в другом человеке состояние его души и сердца, доброе или злое в нем? — Его дела и поступки. — Правильно. В Евангелии мы читаем: по делам их узнаете их.
– Его глаза. Отлично, ведь глаза добрые или колючие – зеркало души.
— Его слова, интонация. – Замечательно, в Евангелие так и сказано «От избытка сердца уста глаголют». Какие же вы молодцы. Вы сами разгадали секрет волшебных очков, направленных на других людей.
А теперь попробуем разгадать секрет чудесных очков, развернутых в свое сердце.
Что же помогает нам увидеть состояние своего сердца? Хорошие книги, Евангелие, родители, священник. А внутри нас. Ну, конечно же — наша собственная совесть, ведь она есть у каждого человека. Ведь это частичка Бога внутри нас. Поэтому так важно слушать свой внутренний голос.
Как часто бывает, что мы с возмущением и даже с негодованием воспринимаем, когда кто-то из окружающих или старших говорит нам о наших недостатках. Наша совесть спит, болеет, если мы не заботимся о своей душе, забываем пропалывать от сорняков свое сердце. Когда нас обличают с добром или с укором (то есть указывают на недостатки), наша совесть, как чудесные очки, беспокоит нас вплоть до решения этой проблемы.
И напоследок ответьте, а как лучше обличать человека, с добром и любовью, или жестко и требовательно? Правильно, делайте это так, как бы Вы себе пожелали такой участи.
Вопросы для размышления по теме:
1. Зачем человеку совесть?
2. Что такое совесть?
3. Чем совесть отличается от чувства стыда?
4. Когда человек лучше слышит голос совести?
Домашнее задание на тему «Совесть» (задается за три-четыре дня до урока):
1. Вместе с родителями напишите в трех – четырех предложениях о том, что такое совесть.
2. Приведите примеры из сказок или рассказов о совести и стыде.
3. Для 5-6 классов дополнительно: Найти в литературе доказательства о том, что человек состоит из духа, души и тела.
Литература:
1. Святитель Феофан Затворник «Что такое духовная жизнь» М. 2007.
2. Митрополит Антоний Сурожский. «Труды». М. Практика, 2002.
3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). «Дух, душа, тело». Киев, 2006.
4. «Закон Божий». Киев. 2008. Киевская духовная академия и семинария.
5. «Уроки и примеры христианской любви». Под ред. Прот. Григория Дьяченко. 2004. Единецко-Бричанская епархия. Стр. 19.
6. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). «Наука и религия». Троицкое слово. 2001.
7. Газета «Семейный круг». Сентябрь-октябрь 2009. Стр. 14.
8. Владимир Даль. Пословицы русского народа. 3 тома. М. 1998. 1 том. Стр. 593.
9. Простые беседы о нравственности. 2004. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.
Дополнительные материалы:
Владимир Даль. Пословицы русского народа. 3 тома. М. 1998. 1 том. Стр. 593.
1. Покривил ты душой. Не пожалел ты души своей.
2. Сердце не лукошко, не прорежешь окошка.
3. Чужая душа – потемки. Чужая душа – темный лес.
4. Есть сердце, да закрыто дверцей.
5. Душа душу знает, душа с душой беседует.
6. В ком есть Бог, в том есть и стыд.
7. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
8. Совесть без зубов, а загрызет. Злая совесть стоит палача.
9. С совестью не разминуться. Душа не сосед, не обойдешь.
10.За совесть да за честь – хоть голову снесть.
11.Хоть наплюй в глаза: ему все Божья роса.
12.Им хоть полы мой, да пороги подтирай. Жили, жили, а стыда не нажили.
13.Стыд под каблук, а совесть под подошву.
14.У него совесть – дырявое решето.
15.Душа христианская, да совесть-то цыганская.
16.К кафтану совести не пришьешь.
17.С его совестью жить хорошо, да умирать плохо.
Ефрем Сирин: Ибо у кого сердце омрачено бурею помыслов и омрачено страстями, тот и человека не стыдится и Бога не боится».
Рассказ Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» (для старших классов).
Пропала совесть. По старому толпились люди на улице и в театрах; по старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по старому суетились и ловили налету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болезнь как рукой сняло; люди не шли, а будто неслись; ничто не огорчало их. Ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее – все казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести. Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг…ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила обличительница – совесть. Оставалось только смотреть на Божий мир и радоваться; мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои; началось всеобщее разорение.
А бедная совесть лежала, между тем, на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом, в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И Бог знает, долго ли таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.
И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой трах, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекла из тьмы постыдного прошлого все подробности безчиний, постыдных дел. Затем, сам собой, проснулся суд…
Жалкому пропоице все его прошлое кажется сплошным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает; он до того подавлен вставшей перед ним картиною его нравственного падения, что тот процесс самоосуждения, которому он добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд. Льются рекой покаянные пропойцевы слезы, останавливаются перед ним добрые люди и утверждают, что в нем плачет вино.
— Батюшки! Не могу… несносно! — кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним. Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретенной совести. Она уразумела бы, что и она – настолько же подъяремная и изуродованная духом толпа, насколько подъяремен и нравственно искажен перед нею пропоец.
Для 1-6 классов общеобразовательной школы
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
О СОВЕСТИ.
ЦЕЛИ УРОКА-БЕСЕДЫ:
— Раскрыть понятие совести как голоса Божия в душе человека, чтобы через духовные ценности пришло понимание того, как устроен целостный человек с точки зрения христианской антропологии.
ЗАДАЧИ УРОКА-БЕСЕДЫ:
Образовательные:
— первое знакомство учащихся младших классов с учением христианской
антропологии о духе, душе и теле как учении о целостности человека;
— научиться узнавать и выделять качества и составляющие души и духа;
— путем совместного исследования слова «совесть» вывести его понятие и
значение.
Нравственные задачи:
— сложить для каждого из учащихся понимание того, какое место в иерархии
личных ценностей занимают качества духа: совесть, любовь, вера и другие.
Продолжительность и методическое содержание урока-беседы:
— Общая продолжительность — 45 минут (для 1-го класса – 25 минут).
— Спрашиваем у ребят: Когда беспокоила совесть?, Что же такое совесть? — 3 мин;
— Разбираем короткое изложение учениками того, что такое совесть, предложенное им к написанию накануне (кроме 1-го и 2-го классов) – 4 минуты;
— Чтение рассказа о совести и его разбор – 12 минут;
— А когда и как в вашей жизни происходит разговор с совестью? Рассуждаем с детьми, какая бывает совесть и что это такое — 6 минут;
— На доске пишем три понятия: тело, душа, дух. Раскрывая тему, заполняем импровизированную таблицу, где раскрываем назначение каждого из этих понятий, составляющих полноту человека — 13 минут;
— Проводим голосование на тему: что для Вас кажется наиболее важным и требующим особой заботы: тело, душа или дух — 2 минуты;
— Задаем вопрос: Что же отличает человека от других живых существ, просим обосновать, рассуждаем и делаем выводы – 5 минуты.
План и содержание урока-беседы:
1. Что такое совесть?
2. Чтение рассказа о совести и его разбор.
3. Совесть – голос Божий в человеке. Какая бывает совесть.
4. Сказка о волшебных очках.
1. Что такое совесть.
Дорогие ребята, попробуйте ответить на вопрос: Когда Вас беспокоила совесть? Итак, на прошлой неделе, вчера. Хорошо. И как это было? Не поделились сладким с сестренкой, расстроил маму своим поведением, сломал часы и не кому не сказал, взял без проса дорогую для родителей вещь и испортил ее, а признаваться страшно.
Тогда следующий вопрос Что же такое совесть?. Накануне мы попросили классного руководителя, чтобы вы написали 3-4 предложения в виде ответа на этот вопрос (кроме 1 класса). (Как правило, дети младших классов отвечают так: совесть – это когда я что-то сделал, а потом мне было стыдно или я понял, что сделал неправильно, совесть – это внутри нас, это часть нашей души).
Разбираем короткое изложение учениками того, что такое совесть, предложенное им к написанию накануне (кроме 1-го класса);
2. Чтение рассказа о совести и его разбор.
Ну а теперь, чтобы лучше понять, как действует совесть, послушаем короткий рассказ из хрестоматии замечательного русского педагога-ученого К.Д. Ушинского, который называется «Раскаяние».
«Отец своими руками насадил целый ряд плодовых деревьев лучшей породы. Он очень обрадовался, когда через три года показались на них первые плоды, хотя, как обыкновенно на молодых деревьях, этих плодов было немного. Но отцу очень хотелось попробовать, каковы они будут на вкус.
Плоды еще не созрели, когда в сад забрался сын соседа – мальчик шаловливый и злой. Он подговорил хозяйского сына, который был моложе его, и они вдвоем так усердно похлопотали около маленьких деревьев, что на них остались одни листья. Пришел хозяин сада и, взглянув на опустевшие деревья, очень огорчился. «Бессовестные дети, — сказал он, — вы лишили меня удовольствия, которого я так долго ожидал!» Эти слова, сказанные без гнева, глубоко запали в сердце хозяйского сына. Он побежал к своему злому соседу и сказал ему:
— Ах, если бы ты знал, как огорчился батюшка, когда увидал, что мы наделали! Теперь у меня не будет ни минуты покоя. Батюшка не будет любить меня, как прежде, но, наверное, накажет презрением, которое я вполне заслужил.
— Глуп, брат, ты, как я вижу! – отвечал ему сын соседа. – Почему же узнает твой отец, кто это сделал? Ты только смотри сам не проговорись.
Но когда Володя (так звали хозяйского сына) воротился домой и увидел, что отец встречает его по-прежнему дружески, то в сердце у него что-то кольнуло, и он почувствовал, что сам не может подбежать к отцу с прежней радостью.
«Как же мне, — подумал он, — смотреть весело на того, кого я так огорчил. О, нет! Я не могу по-прежнему веселиться. Что-то давит мне сердце».
Через несколько времени отец пошел с детьми в сад и дал каждому из них по нескольку прекрасных плодов, в том числе и Володе. Дети прыгали весело и ели, но Володя закрыл лицо руками и горько заплакал.
— Что с тобой дитя мое, о чем ты плачешь? – спросил его заботливо отец. Володя не мог выдержать более душевной муки и, рыдая, сказал отцу: «Ах! Я не стою того, чтобы ты называл меня своим сыном, и не могу переносить долее, что ты считаешь меня добрым мальчиком, когда я сделал такое злое дело. Батюшка, милый батюшка! Не ласкай меня более; не дари мне ничего, накажи меня, чтобы я мог к тебе опять приходить спокойно, избавь меня от мучений, которые я чувствую. Накажи меня за мой безсовестный поступок, потому что я… я обобрал молодые деревья!» Услышав это, отец взял сына за руку, ласково привлек к себе, обнял и сказал: «Я прощаю тебя, дитя мое, и дай Бог, чтобы тебе не пришлось в другой раз что-нибудь скрывать от меня: тогда мне не будет жаль моих яблоков».
Давайте разберем наш рассказ:
Перед нами два мальчика: соседский сын и Володя, сын хозяина. Скажите, они отличаются друг от друга? Конечно, да — это отличие обозначает сам автор: соседскому сыну, «шаловливому и злому», более старшему, а значит более опытному, он даже не дает имени. Это он подговорил более молодого Володю сделать нехорошее дело. И если Володя не знает, что будет потом, то сосед, скорее всего, занимается подобными вещами не в первый раз. Когда свои муки совести Володя открывает ему, то злой мальчик говорит: «Ты глуп, брат… Как же отец твой узнает. Смотри, сам не проговорись».
У Володи есть совесть? Конечно, да. Даже стыд, угроза наказания и обличения не смогли остановить его раскаяние. Обратите внимание, когда он делает плохие дела, его называют хозяйским сыном. Автор дает имя Володе только в середине рассказа, после того, как его начинает мучить совесть. Грех и зло не имеют лица, не имеют имени, они приходят к нам извне, с принимаемыми нами злыми помыслами поселяются в нас. Вот почему такие помыслы надо гнать.
А как действовала совесть в нашем герое Володе?: «добрые слова отца глубоко запали» в поврежденное грехом сердце, потом «в сердце Володи что-то кольнуло», «что-то давило ему сердце», «не было прежней радости», «Володя не мог выдержать более душевной муки».
Как вы думаете, а что помогло раскаянию Володи? Страх, муки совести, невозможность больше терпеть? Вспомним, это произошло после того, как отец дал Володе, как и всем, новых плодов. Произошло чудо. По милости Божией, грех воровства и нераскаяния, зло было побеждено добром. Отец не стал расследовать преступление, подозревать и наказывать всех, он обличил зло по-христиански, когда зло побеждается добром. И совесть Володи и его душа остались неповрежденными и здоровыми.
Так можно ли победить зло злом? Конечно же, нет. Зло побеждается только добром, гордость побеждается смирением, ненависть побеждается любовью. Таков закон жизни. Отец простил сына, подав нам пример того, как важно прощать, чтобы зло лечить добром. Но для того, чтобы за этот грех простил и наш Создатель Бог, начиная с 7-ми лет, дети и взрослые приходят в храм на исповедь и причастие, чтобы принять баню для своей души, очистить свою душу и сердце, которое чем чище, тем лучше слышит голос своей совести.
Ребята, а есть ли совесть у злого мальчика? Некоторые утверждают, что нет.
А бывают ли люди, у которых совсем нет совести? Она есть у каждого человека, даже самого плохого человека на свете, но только она может спать, быть больной, поврежденной. Но совесть Господь дает каждому независимо от того, верует он, или нет.
Скажите, мы мало знаем из рассказа о Соседском мальчике. Попробуем порассуждать, как получилось, что он стал таким? Может быть, его плохо воспитывали родители, может быть, у него не было мамы. Злой мальчик совершил, наверное, так много плохих поступков, за которые он не удосужился раскаяться, что его душа сильно повредилась, и он перестал различать плохое от хорошего.
И еще очень важное замечание. Володя мог легко впасть в грех самооправдания: смело свалить на злого соседа причину своего поведения, ведь его подговорили на недоброе. Многие из нас, чтобы выкрутиться, поступают, к сожалению, именно так. Но Володя не стал этого делать.
3. Со-Весть – голос Божий в человеке. Какая бывает совесть.
Что же такое совесть? Чувство вины перед кем-то. Происходит оно от слов «ведать» или «знать». Кто же это все знает, кто все ведает? Только Бог, дорогие мои. Нравственное богословие называет совесть голосом Божьим в человеке, частичкой Бога в каждом из нас. Независимо от того, верующий человек или нет, совесть-то есть у каждого.
Как она действует? Выражения «совесть заговорила», «совесть мучит», «совесть отвергает» относится к разумной части нашей души.
Выражения «совесть удерживает», «совесть заставляет» говорят о воздействии на волевое начало души.
Наконец, безпокойство, недовольство, радость говорят о сопричастности к сердцу или чувствам.
Но самое главное – совесть говорит человеку непосредственно. Это наш внутренний голос, который звучит постоянно. Иногда мы сравниваем совесть с чувством стыда. Стыдно нам перед людьми, а совестно пред Богом.
Как действует совесть? Различают совесть свидетельствующую (законодательную) и судящую (наказующую).
Свидетельствующая совесть подсказывает нам, что мы делаем правильно, а что нет, что надо делать точно, а что сомнительно.
Судящая совесть утешает или мучит нас, успокаивает или безпокоит.
Совесть может изменяться в человеке.
Развитие совести зависит от состояния души человека и его сердца. Любовь к истине, хорошие поступки, честность и правдивость, послушание и терпение, любовь к родителям и окружающим, открытость делает нашу душу доброй, а сердце чистым от грязи. Такой человек совестлив и хорошо слышит голос совести в себе.
Когда же человек часто обманывает, не очень добр, завидует, часто обманывает, жадничает, не слушает своих родителей, учителей и старших, то совесть такого человека помрачается, становиться оскверненной, сожженной, порочной, оглушенной и больной. Человек с такой совестью уже плохо слышит свой внутренний голос. Нечестивые имеют совесть порочную.
Так совесть есть или ангел-утешитель или судия-мучитель. Совесть называют естественным Нравственным законом внутри каждого человека. Договориться с совестью нельзя: разве можно договориться с Богом? Преподобный Авва Дорофей говорит: «В нашей воле или усыпить совесть или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей».
Как же правильно читать книгу своей совести. Хорошо учит нас этому святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты ляжешь вечером в постель, когда ты останешься одиноким и никто не мешает тебе, то прежде чем уснешь, раскрой книгу твоей совести, читай в ней и испытывай, не провинился ли ты в чем либо: в мысли ли, в слове ли, в деле ли».
4. Сказка о волшебных очках.
Давно, очень давно жил на свете некоторый человек, он желал иметь очки с такими стеклами, чтоб через них видеть сердца людей, узнать их мысли, желания, а также, кто из них добр, кто зол, и получил их.
Скажите, ребята, а вы хотели бы иметь такие очки? Большинство дружно отвечает «Да!»
Только, раз надевши их, он уже не мог их снять. Что же случилось?.. Сердца людей со всеми помышлениями открылись перед ним, но видел он больше дурного, чем хорошего. Он проникал своими стеклами в сердца самых испытанных, самых любимых друзей своих — и везде находил недостатки. Это навел его на большую грусть, он стал общаться с ними холодно, недоверчиво, те сначала удивлялись, огорчались, не зная, к чему приписать такую перемену, наконец, оставили его одного. Одиночество тяготило несчастного; но он не хотел глядеть другими глазами на людей, которые все ему казались хуже его самого, и в своей грусти стал просить у Бога смерти. Вместо смерти явился к нему ангел кротким, приветливым лицом и голубыми глазами. «Я- любовь, — сказал небесный вестник, — я пришел помочь тебе и рассеять твое заблуждение. Ты ищешь в других совершенства. Но может ли найти его тот, кто сам исполнен недостатков? Рассмотри сначала твое собственное сердце и потом осуждай ближних, если посмеешь!» — При этих словах ангел коснулся чудесных очков, и перед тем человеком, открылось его собственное сердце, которое было гораздо хуже сердец его ближних… «Боже, какой я грешник! Прости меня! — воскликнул он, и очки упали к его ногам. «Люби ближнего, как самого себя, — сказал Ангел, — такова заповедь Господня. Старайся прощать другим их недостатки, — и ты будешь счастлив на земле и прощен на том свете».
Человек исполнил повеление Ангела, и весь мир, все люди стали казаться ему лучше и добрее, потому что он помнил то, что разсмотрел в своем сердце, и теперь, глядя на других, старался отыскивать в них только хорошие стороны и через это сам делался лучше и счастливее.
Скажите пожалуйста, какие же очки полезней для человека: те которые выдают недостатки других или те, которые показывают твои собственные недостатки? Слушаем ответы, разсуждаем. Почему же большинство из вас пожелало чудесные очки не для того, чтобы заглядывать в сердца других, а для своего сердца?
А можно ли без очков увидеть, что на сердце у другого человека? — Молодцы, конечно можно.
Отвечаем, что же выдает в другом человеке состояние его души и сердца, доброе или злое в нем? — Его дела и поступки. — Правильно. В Евангелии мы читаем: по делам их узнаете их.
– Его глаза. Отлично, ведь глаза добрые или колючие – зеркало души.
— Его слова, интонация. – Замечательно, в Евангелие так и сказано «От избытка сердца уста глаголют». Какие же вы молодцы. Вы сами разгадали секрет волшебных очков, направленных на других людей.
А теперь попробуем разгадать секрет чудесных очков, развернутых в свое сердце.
Что же помогает нам увидеть состояние своего сердца? Хорошие книги, Евангелие, родители, священник. А внутри нас. Ну, конечно же — наша собственная совесть, ведь она есть у каждого человека. Ведь это частичка Бога внутри нас. Поэтому так важно слушать свой внутренний голос.
Как часто бывает, что мы с возмущением и даже с негодованием воспринимаем, когда кто-то из окружающих или старших говорит нам о наших недостатках. Наша совесть спит, болеет, если мы не заботимся о своей душе, забываем пропалывать от сорняков свое сердце. Когда нас обличают с добром или с укором (то есть указывают на недостатки), наша совесть, как чудесные очки, беспокоит нас вплоть до решения этой проблемы.
И напоследок ответьте, а как лучше обличать человека, с добром и любовью, или жестко и требовательно? Правильно, делайте это так, как бы Вы себе пожелали такой участи.
Вопросы для размышления по теме:
1. Зачем человеку совесть?
2. Что такое совесть?
3. Чем совесть отличается от чувства стыда?
4. Когда человек лучше слышит голос совести?
Домашнее задание на тему «Совесть» (задается за три-четыре дня до урока):
1. Вместе с родителями напишите в трех – четырех предложениях о том, что такое совесть.
2. Приведите примеры из сказок или рассказов о совести и стыде.
3. Для 5-6 классов дополнительно: Найти в литературе доказательства о том, что человек состоит из духа, души и тела.
Литература:
1. Святитель Феофан Затворник «Что такое духовная жизнь» М. 2007.
2. Митрополит Антоний Сурожский. «Труды». М. Практика, 2002.
3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). «Дух, душа, тело». Киев, 2006.
4. «Закон Божий». Киев. 2008. Киевская духовная академия и семинария.
5. «Уроки и примеры христианской любви». Под ред. Прот. Григория Дьяченко. 2004. Единецко-Бричанская епархия. Стр. 19.
6. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). «Наука и религия». Троицкое слово. 2001.
7. Газета «Семейный круг». Сентябрь-октябрь 2009. Стр. 14.
8. Владимир Даль. Пословицы русского народа. 3 тома. М. 1998. 1 том. Стр. 593.
9. Простые беседы о нравственности. 2004. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.
Дополнительные материалы:
Владимир Даль. Пословицы русского народа. 3 тома. М. 1998. 1 том. Стр. 593.
1. Покривил ты душой. Не пожалел ты души своей.
2. Сердце не лукошко, не прорежешь окошка.
3. Чужая душа – потемки. Чужая душа – темный лес.
4. Есть сердце, да закрыто дверцей.
5. Душа душу знает, душа с душой беседует.
6. В ком есть Бог, в том есть и стыд.
7. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
8. Совесть без зубов, а загрызет. Злая совесть стоит палача.
9. С совестью не разминуться. Душа не сосед, не обойдешь.
10.За совесть да за честь – хоть голову снесть.
11.Хоть наплюй в глаза: ему все Божья роса.
12.Им хоть полы мой, да пороги подтирай. Жили, жили, а стыда не нажили.
13.Стыд под каблук, а совесть под подошву.
14.У него совесть – дырявое решето.
15.Душа христианская, да совесть-то цыганская.
16.К кафтану совести не пришьешь.
17.С его совестью жить хорошо, да умирать плохо.
Ефрем Сирин: Ибо у кого сердце омрачено бурею помыслов и омрачено страстями, тот и человека не стыдится и Бога не боится».
Рассказ Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» (для старших классов).
Пропала совесть. По старому толпились люди на улице и в театрах; по старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по старому суетились и ловили налету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болезнь как рукой сняло; люди не шли, а будто неслись; ничто не огорчало их. Ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее – все казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести. Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг…ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила обличительница – совесть. Оставалось только смотреть на Божий мир и радоваться; мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои; началось всеобщее разорение.
А бедная совесть лежала, между тем, на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом, в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И Бог знает, долго ли таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.
И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой трах, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекла из тьмы постыдного прошлого все подробности безчиний, постыдных дел. Затем, сам собой, проснулся суд…
Жалкому пропоице все его прошлое кажется сплошным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает; он до того подавлен вставшей перед ним картиною его нравственного падения, что тот процесс самоосуждения, которому он добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд. Льются рекой покаянные пропойцевы слезы, останавливаются перед ним добрые люди и утверждают, что в нем плачет вино.
— Батюшки! Не могу… несносно! — кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним. Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретенной совести. Она уразумела бы, что и она – настолько же подъяремная и изуродованная духом толпа, насколько подъяремен и нравственно искажен перед нею пропоец.