19 января, в праздник Крещения Господня, Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор города Костромы празднует свой престольный праздник. В этот день состоялась праздничная Божественная Литургия. По окончании литургии прошел чин Великого освящения воды.
Богоявленский Монастырь основан в 1426 году Преподобным Никитою — учеником и родственником Преподобного Сергия Радонежского.
Известный историк Иоанн Баженов свою знаменитую книгу «Костромской Богоявленско-Анастасиин женский Монастырь» в 1895 году озаглавил: «В ряду исторических памятников в городе Костроме Богоявленско-Анастасиин Монастырь занимает довольно видное место, как по своей древности, так и по высокому значению для костромских граждан и окрестных жителей».
«Имя основателя Богоявленскаго Монастыря, — пишет Архимандрит Иосиф Бажанов в 1879 году, — разъяснилось трудами таких ученых исследователей отечественной истории, как В. Ундольский и П. Казанский. В сборнике первого (под № 574) замечено: «Преподобный старец Никита, основатель Богоявленскаго Монастыря, что на Костроме, сродник и ученик Сергию Чудотворцу».
По исследованию П.С. Казанскаго, профессора Московской Духовной Академии, в числе учеников Преподобнаго Сергия Радонежскаго упоминается под 1414 годом Никита, настоятель Боровскаго Монастыря. В алтаре Успенскаго Собора Сергиевой Лавры имеется изображение Преподобнаго Никиты, в ряду учеников Преподобнаго Сергия. «Этот Никита, — заключает Казанский, — под старость переселился из Боровска в Кострому и около 1426 года основал новый Богоявленский Монастырь; погребение сынов Боровскаго князя в обители знакомого ему Настоятеля Никиты может служить фактическим подтверждением переселения его в Кострому из города Боровска». («Несколько заметок о возобновленном Костромском Богоявленско-Анастасиином Монастыре», 1879 г., Санкт-Петербург, 16 стр.)
В 1847 году Костромские граждане называли Костромскую Богоявленскую Обитель «дорогой для них», «общенародной своей святыней, служившей молитвенным прибежищем для них и для их предков» (там же, стр.2).
В письменном заявлении градскаго головы А. Рыльцова, 8 числа августа 1850 года Великим Князьям: Николаю и Михаилу Николаевичам, во время прибытиям Их в город Кострому говорилось, что Богоявленский Монастырь составляет «лучшее украшение города и утешение жителей по благолепию и чину церковному» (стр. 3).
В разделе «Древность и историческая важность» упоминается основание Монастыря в 1426 году основателем Богоявленской Обители старцем Никитою, о присутствии в 1613 году при избрании на Царство Михаила Феодоровича Романова Настоятеля Богоявленского Монастыря Игумена Арсения и его подписью в «Избирательной грамоте» (стр. 12).
В разделе «О Костромском Богоявленско-Анастасиином Монастыре» в той же книге читаем:
«Новое, прибавленное к прежнему название «Анастасиина», что значит с греческаго языка воскресение, весьма характеризует и свидетельствует, что эта Обитель воскресшая и собственными устами возвещающая всякому исследователю ея жизни: «прииди и виждь!» Ограждаясь такими суждениями, высказанными неоднократно на словах и в печати, и ссылаясь при этом на непосредственность и общеизвестность всех фактов самаго возстановления, начавшагося в сфере Правительственной переписки с 2-го числа июля 1863 года, а на самом деле с 12-го числа мая 1864 года (когда последовала закладка пристроек к соборному храму Богоявленскому) мы — при всем личном сочувствии к делу возобновления вековой Обители, позволяем себе думать, что наше повествование явится лучшим выражением и совпадает с лучшими думами и чувствами» (от Санкт-Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры. Санкт-Петербург, Марта 25-го дня 1879 года, Архимандрит Иосиф, Бажанов).
«Богоявленский Монастырь в разное время получал «особенные милости и права от Царственных особ», доблестных Князей-Патриотов — Д. М. Пожарского, Минина, бояр Салтыковых — родственников Великой Инокини Марфы — Матери Царя Михаила Романова, Князей: Дементия, Никиты и Андрея Кафтыревых; Князей: Иоанна, Андрея, Василия Боровских, Князя Иакова Петровича Волконского, Третьяковых.
На втором освящении (первое освящение состоялось в 1565 году) Богоявленско-Анастасииного Собора в 1869 году 28 декабря Архиепископ Платон (стр. 57) прочитал составленную им самим особую молитву:
«Святые Ангелы! Присно молим Вас мы, недостойные: не оставляйте никогда сего храма и приносите здесь к пренебесному Престолу Божию в златых кадильницах Ваших чистых молитв молитвы живущих в сей Обители и всех приходящих сюда для молитвы!
Неведомые Святые Угодники Божии, здесь почивающие! Будьте непрестанными ходатаями пред Господом Богом о живущих в сей Обители и благотворящих ей, утверждайте истинное иночество Вашими молитвами!
Царица Небесная! Тебе вручена сия Обитель! Ты в Своем Чудотворном Образе явила знамение избавления ея среди неоднократных посещений Божиих. Сохраняй ее до скончания века от видимых и невидимых врагов.
Да будет, по слову Господа Вседержителя, «мир Божий в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию», то есть на всяком, кто содействовал воcстановлению и украшению храма и Обители. Господь, по молитвам Церкви Своей, да воспрославит благотворителей обители Своею Божественною Славою».
19 января, в праздник Крещения Господня, Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор города Костромы празднует свой престольный праздник. В этот день состоялась праздничная Божественная Литургия. По окончании литургии прошел чин Великого освящения воды.
Богоявленский Монастырь основан в 1426 году Преподобным Никитою — учеником и родственником Преподобного Сергия Радонежского.
Известный историк Иоанн Баженов свою знаменитую книгу «Костромской Богоявленско-Анастасиин женский Монастырь» в 1895 году озаглавил: «В ряду исторических памятников в городе Костроме Богоявленско-Анастасиин Монастырь занимает довольно видное место, как по своей древности, так и по высокому значению для костромских граждан и окрестных жителей».
«Имя основателя Богоявленскаго Монастыря, — пишет Архимандрит Иосиф Бажанов в 1879 году, — разъяснилось трудами таких ученых исследователей отечественной истории, как В. Ундольский и П. Казанский. В сборнике первого (под № 574) замечено: «Преподобный старец Никита, основатель Богоявленскаго Монастыря, что на Костроме, сродник и ученик Сергию Чудотворцу».
По исследованию П.С. Казанскаго, профессора Московской Духовной Академии, в числе учеников Преподобнаго Сергия Радонежскаго упоминается под 1414 годом Никита, настоятель Боровскаго Монастыря. В алтаре Успенскаго Собора Сергиевой Лавры имеется изображение Преподобнаго Никиты, в ряду учеников Преподобнаго Сергия. «Этот Никита, — заключает Казанский, — под старость переселился из Боровска в Кострому и около 1426 года основал новый Богоявленский Монастырь; погребение сынов Боровскаго князя в обители знакомого ему Настоятеля Никиты может служить фактическим подтверждением переселения его в Кострому из города Боровска». («Несколько заметок о возобновленном Костромском Богоявленско-Анастасиином Монастыре», 1879 г., Санкт-Петербург, 16 стр.)
В 1847 году Костромские граждане называли Костромскую Богоявленскую Обитель «дорогой для них», «общенародной своей святыней, служившей молитвенным прибежищем для них и для их предков» (там же, стр.2).
В письменном заявлении градскаго головы А. Рыльцова, 8 числа августа 1850 года Великим Князьям: Николаю и Михаилу Николаевичам, во время прибытиям Их в город Кострому говорилось, что Богоявленский Монастырь составляет «лучшее украшение города и утешение жителей по благолепию и чину церковному» (стр. 3).
В разделе «Древность и историческая важность» упоминается основание Монастыря в 1426 году основателем Богоявленской Обители старцем Никитою, о присутствии в 1613 году при избрании на Царство Михаила Феодоровича Романова Настоятеля Богоявленского Монастыря Игумена Арсения и его подписью в «Избирательной грамоте» (стр. 12).
В разделе «О Костромском Богоявленско-Анастасиином Монастыре» в той же книге читаем:
«Новое, прибавленное к прежнему название «Анастасиина», что значит с греческаго языка воскресение, весьма характеризует и свидетельствует, что эта Обитель воскресшая и собственными устами возвещающая всякому исследователю ея жизни: «прииди и виждь!» Ограждаясь такими суждениями, высказанными неоднократно на словах и в печати, и ссылаясь при этом на непосредственность и общеизвестность всех фактов самаго возстановления, начавшагося в сфере Правительственной переписки с 2-го числа июля 1863 года, а на самом деле с 12-го числа мая 1864 года (когда последовала закладка пристроек к соборному храму Богоявленскому) мы — при всем личном сочувствии к делу возобновления вековой Обители, позволяем себе думать, что наше повествование явится лучшим выражением и совпадает с лучшими думами и чувствами» (от Санкт-Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры. Санкт-Петербург, Марта 25-го дня 1879 года, Архимандрит Иосиф, Бажанов).
«Богоявленский Монастырь в разное время получал «особенные милости и права от Царственных особ», доблестных Князей-Патриотов — Д. М. Пожарского, Минина, бояр Салтыковых — родственников Великой Инокини Марфы — Матери Царя Михаила Романова, Князей: Дементия, Никиты и Андрея Кафтыревых; Князей: Иоанна, Андрея, Василия Боровских, Князя Иакова Петровича Волконского, Третьяковых.
На втором освящении (первое освящение состоялось в 1565 году) Богоявленско-Анастасииного Собора в 1869 году 28 декабря Архиепископ Платон (стр. 57) прочитал составленную им самим особую молитву:
«Святые Ангелы! Присно молим Вас мы, недостойные: не оставляйте никогда сего храма и приносите здесь к пренебесному Престолу Божию в златых кадильницах Ваших чистых молитв молитвы живущих в сей Обители и всех приходящих сюда для молитвы!
Неведомые Святые Угодники Божии, здесь почивающие! Будьте непрестанными ходатаями пред Господом Богом о живущих в сей Обители и благотворящих ей, утверждайте истинное иночество Вашими молитвами!
Царица Небесная! Тебе вручена сия Обитель! Ты в Своем Чудотворном Образе явила знамение избавления ея среди неоднократных посещений Божиих. Сохраняй ее до скончания века от видимых и невидимых врагов.
Да будет, по слову Господа Вседержителя, «мир Божий в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию», то есть на всяком, кто содействовал воcстановлению и украшению храма и Обители. Господь, по молитвам Церкви Своей, да воспрославит благотворителей обители Своею Божественною Славою».